ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Ситуация с ЮКОСом повторится с Шереметьево?

Ситуация с ЮКОСом повторится с Шереметьево?

19.02.2020, 19:19

Все слышали новость о том, что мы теперь должны бывшим акционерам ЮКОСа 50 миллиардов долларов? Не миллионов, а миллиардов. В моей обывательской голове это числа приблизительно одного порядка, потому что когда ты мыслишь категориями «полкило помидоров и бутылку оливкового масла, пожалуйста», астрономическая разница между миллионом и миллиардом как-то не усваивается. 


То ли дело решение Росавиации отдать аэродром Шереметьево олигархам Ротенбергу, Скоробогатько и Пономаренко в концессию за тысячу рублей в год! Тут сумма проста и понятна. 

Я не просто так в двух соседних абзацах упомянул и ЮКОС, и Шереметьево. Как по мне, это истории, которые будут иметь один финал, в результате которого есть серьезная вероятность, что упомянутые олигархи Пономаренко и Скоробогатько лет через... Ну не знаю, от трех до пятнадцати... Будут требовать от государства «Российская Федерация» определенное количество миллиардов за национализированный аэропорт Шереметьево, а мы будем предоставлять документы, согласно которым изначальный переход аэропорта под олигархов был незаконным... 

«Нельзя было отдавать стратегический объект в оффшор!» - будем говорить мы в Гааге скучающим судьям. Также как сейчас мы рассказываем, что процедуры залоговых аукционов были незаконными, также и в будущем представители РФ будут пытаться убедить судей, что просто так отдать почти 70% акций аэропорта после крайне мутной и непрозрачной схемы «консолидации» каких-то заполученных олигархами активов вкупе с обещаниями строительства новой инфраструктуры - это заведомо абсурд. 

Да, через несколько лет мы все будем понимать, что это абсурд. Но сейчас пока мы делаем вид, что все нормально, многие вполне искренне защищают олигархат - мол, они же построили межтерминальный переход (который то затопит, то сломается, из-за чего людей возят автобусами, ну либо ушлые таксисты «помогают» за заоблачные суммы), новый терминал В (который уже надо модернизировать - впрочем, есть уникумы, которые считают что такие глобальные ошибки на этапе проектирования вполне нормальны), грузовой терминал «Москва Карго» (который за несколько лет своего существования уже стал причиной множества коллапсов, вызванных в том числе изначальным несовершенством проекта - и да, они и правда собираются построить второй, по тем же причинам, разумеется). Впрочем, наверняка для этих людей слово «откат» ничего не значит, так что вырвать их из страны волшебных единорогов, питающихся радугой, практически невозможно. 

К слову, упомянутые олигархи Пономаренко и Скоробогатько не первый год обращаются к американским лоббистам, чтобы обелить свои имена и не связывать их с фамилией «Путин». Не очень патриотично, но что поделать - чтобы в будущем требовать от Российской Федерации миллиарды, нужно стереть свои фамилии из санкционных списков, а то Гаага останется безучастной к несчастным судьбам «зарейдеренных» миллиардеров, занимавшихся в 80-е года единоборствами. 

Не просто так уже даже создаются петиции с требованиями проверить на законность процесс передачи аэропорта в кипрский оффшор «TPS Avia» - людям трудно понять, почему ни с того ни с сего трое миллиардеров стали «авиаторами», а государство им за бюджетные деньги строит третью полосу. Обладатели менталитета «вы всё врёте, по телевизору сказали что у нас прорыв» и тут отметились - мол, закон запрещает частным лицам самим строить полосы... Правда, закон много чего запрещает - но в случае, к примеру, с передачей стратегического объекта в кипрский оффшор это никого не останавливает (как и тот факт, что Скоробогатько на момент «получения» Шереметьево вообще был депутатом Госдумы - это законно?), зато когда надо отвалить круглую сумму подрядчику-Ротенбергу, чтобы они построили полосу для аэропорта того же Ротенберга, мы становимся удивительно законопослушными... 

Да, кстати, господа государственные юристы - можете уже заранее продумывать этот момент, суд в Гааге будет бить на ту же тему - мол, вкладывали бюджетные средства в олигархический аэропорт из-за несовершенства законодательства, а перрон в концессию за смешную сумму в 1000 рублей отдали, потому что олигархи взамен пообещали его «содержать» (можно мне пару нефтяных вышек за тысячу в год? Обещаю, лично буду ходить с ведром краски, красить забор вокруг них). Что ответите? Что это преступная деятельность ряда государственных чиновников? Ну так они к тому времени давно уже будут в Лондоне, а судьи спросят - ну и что? А почему правоохранительные органы не сработали? Где ваш контроль? Это же не грейпфрут из корзины в гипермаркете свистнули, это крупнейший аэропорт, вы всё подписали, все всё согласовали, какие вопросы к олигархам? Конечно они согласились, а кто бы не согласился - ну и так далее по тексту. 

В общем, ситуация повторится, но может это даже и неплохо - потому что уехавшие за границу олигархи хотя бы будут отлучены от управления аэропортом, в котором с начала их «деятельности» происходит все больше и больше отклонений, от избиения непонятными ЧОПовцами таксистов с размахиванием пистолетами
до гибели людей по самым разным причинам. 

Кстати, про ЧОПовцев - законопроект № 722371-7, который позволит допускать их на перроны аэропортов, уже переведен в Госдуме на стадию второго чтения. Олигархи потирают руки - это позволит продолжить формирование своих собственных «частных армий», пусть они нахываются хоть ЧОП, хоть ЧОО, хоть как угодно еще. А ведь, как показал опыт Украины, для олигарха в смутное время своя небольшая частная армия - это не только способ выжить, это еще и реальная возможность раскрутить машину рейдерства на максимум, и постараться успеть из нестабильности выжать наибольшее количество денег, новых активов и прочего добра. 

Депутатов это, видимо, не особенно волнует - несмотря на некоторые препятствия (не так то просто пустить в технологическую зону к самолетам абы кого), законопроект упорно продолжает свое продвижение по запутанным коридорам процесса принятия закона. 

Короче говоря - грустно. 

Мы опять будем биться головой об столб, крича очевидные вещи про «своровали!», а нас снова ткнут носом в тот факт, что мы сами расстегнули карман, и даже помогали придерживать мешок...




Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer