ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Конфигурация сирийского Хаоса с участием России

Конфигурация сирийского Хаоса с участием России

30.09.2015, 21:36

Театр боевых действий в Сирии охватывает четырех участников наземных операций: правительственные войска Башара Асада, курдов, Исламский фронт и Джебхат ан-Нусру, а также одиозный ИГИЛ. 


Примечательно, что каждый из участников боевых действий воюет сразу на два фронта: правительственные войска против Исламского фронта и ИГИЛ, курды - против ИГИЛ и частично Исламского фронта, при этом подвергаясь атакам и со стороны турецкой армии. Тем не менее для курдов основными врагами в текущей конфигурации является именно ИГИЛ и турецкая армия. 

Исламский фронт противостоит ИГИЛ и правительству Асада, ИГИЛ вроде бы воюет со всеми участниками войны, однако сейчас основные боевые действия ведутся против курдов в Хасаке и Исламского фронта в Идлибе. Локальные столкновения в иных конфигурациях идут на всех участках фронта, однако основное значение имеют именно эти расклады. Собственно, именно нынешняя конфигурация и определяет некоторый парадокс этой войны: ИГИЛ для Асада представляет значительно меньшую опасность, чем Исламский фронт. 

Это влияет и на распределение правительственных сил: большая их часть (приблизительно 45 тысяч человек) сосредоточены против группировок Исламского фронта на севере в центре страны, около 15 тысяч - на юге в Дераа и примерно 10-15 тысяч - против ИГИЛ. Это общие цифры, включающие в себя и боевые части, и приданные им. Возможно, они не совсем точны - но в удельном отношении где-то близки к реальности. Оставшиеся незадействованными на фронтах части сирийской армии находятся либо на отдыхе, либо задействованы в несении внутренней службы. 

В военных действиях принимает участие Хезболла и (неофициально) подразделения иранских сил, однако они в основном действуют на границе с Ливаном, фактически выполняя военно-полицейские функции и проводя операции против блокированных групп боевиков в горной местности совместно с частями сирийской армии. 

Основная ударная сила Асада - Республиканская гвардия - задействована в обороне Дамаска и распылена по стране, являясь скелетом всей армии. Общее количество сирийской армии оценивается в 120-140 тысяч человек, порядка 40 тысяч - ополчение, примерно 40-50 тысяч - мобилизационный потенциал, который может быть задействован в критической ситуации. 

Подобный расклад и соотношение сил позволяют сделать однозначный вывод: борьба с ИГИЛ для правительства на сегодняшний день является неактуальной. Асад не может высвободить сколь-либо значительные силы для того, чтобы нанести им серьезное поражение хотя бы на одном участке фронта. Здесь начинает играть роль фактор войны на два фронта - как только будут сняты войска, противостоящие Исламскому фронту, он немедленно может перейти в наступление. По этой же причине ИГИЛ не может развернуть пока серьезное наступление против Асада - его силы связаны борьбой с курдами на севере Сирии и Ирака, а также операциями против иракских сил. 

Сказанное означает, что единственный шанс нанести ИГИЛ серьезное поражение силами сирийской армии на земле с помощью российской авиации в воздухе лежит в разгроме сил Исламского фронта на севере Сирии в Идлибе, высвобождении примерно 20-25 тысяч военных, которые могут нанести удар от Пальмиры к Дейр-эз-Зору, деблокировав его и отрезав северную группировку ИГИЛ от южных переходов границы Сирии и Ирака. После этого в координации с силами курдской самообороны с двух сторон может быть нанесен удар вдоль русла Евфрата в направлении Ракки, который ИГИЛу отразить будет крайне сложно в виду существенно усложнившейся логистики. 

Однако у столь очевидного плана есть один изъян. Исламский фронт - это те самые "ребелс", которые формально считаются на Западе сирийской оппозицией, хотя на самом деле они практически ничем не отличаются от ИГИЛ, а если и есть отличия - то только в худшую сторону. На территориях Исламского государства немеделнно создается вполне четкое подобие порядка, структурируются управленческие структуры, хаос жестко пресекается. Казни и террор являются инструментом наведения порядка, а также средством изгнания нелояльного населения. На территориях под контролем Исламского фронта ситуация выглядит гораздо хуже - террор имеет все признаки несистемного, центральная власть как таковая отсутствует и принадлежит исключительно полевым командирам группировок, которые и расположены на тех или иных территориях. В этом смысле если выбирать - то Исламское государство выглядит даже предпочтительнее Исламского фронта. 

Запад и монархии Залива поддерживают именно Исламский фронт и считают действия против них со стороны России прямым вмешательством в сирийский гражданский конфликт на стороне Асада. 






Российское руководство понимает эту опасность и прямо сегодня Путин сообщил, что вмешательства во внутрисирийские проблемы мы не допустим и призвал к диалогу между оппозицией и правительством. У нас и у Запада есть различающиеся подходы - кого именно считать оппозицией, однако нет никаких сомнений, что удары России по Исламскому фронту вызовут негативную реакцию Запада. 

Отсюда можно предполагать, что никаких иных способов реально помочь правительству Асада в нынешней обстановке нет. Война с ИГИЛ сейчас не имеет серьезного оперативного значения для Дамаска, хотя, конечно, может помочь курдам. Однако курды категорически не намерены идти далеко от своих территорий, и на пешмергу можно рассчитывать - но ограниченно и с пониманием пределов этих ограничений для действий курдского ополчения. Говоря иначе - воевать за пределами своей территории курды не будут. 

Подводя итог сказанному, можно сказать, что рациональный вариант ведения боевых действий, которые максимально эффективно могут помочь Асаду, неизбежно приведёт к существенному обострению отношений России и Запада, которые и без того далеко небезоблачны. Пока неясно, готово ли российское руководство идти на такой вариант ведения боевых действий, однако любые другие будут гораздо менее эффективны, если не сказать больше - имитационны. 

Иракский театр боевых действий всерьёз не рассматривается, хотя там есть своя специфика. Однако сегодня Ирак практически не способен оказать влияние на события в Сирии, поэтому, видимо, можно упростить общий обзор именно территорией Сирии... 

Тем временем агентство Al Jazeera со ссылкой на главу Сирийской национальной оппозиции Халеда Ходжу, сообщает, что жертвами налетов, осуществленных российскими ВВС в пяти различных районах Сирии, якобы стали более 70 мирных граждан. Al Jazeeraутверждает, что в результате авиаудара в провинции Хама были ранены восемь боевиков. В свою очередь командир повстанцев Джамиль ас-Салех заявил в интервью корреспонденту Reuters, что территории, подвергшиеся российским авиаударам, находятся под контролем Свободной сирийской Армии, а не "Исламского государства". 





 О том, что ВВС РФ нанесли удар по региону, который контролируют оппозиционеры, а не террористы, сообщили также издания Тhe New York Times и The Independent. Несколько авиаударов, по данным сирийского правительства, нанесены по небольшому городу Талбиса, который находится рядом с городом Хомс. Кроме того, согласно информации сирийского оппозиционного новостного сайта All4Syria.info, российская военная авиация нанесла удары по деревне Зафарана (к северу от Хомса), а также по городу Латамина (недалеко от города Хама). 

Отмечается, что обе эти цели не являются территориями, удерживаемыми ИГ. Как сообщает Business Insider, ряд сайтов активистов — противников Башара Асада сообщает, что обстреляны были не только Латамина и Зафарана, но и несколько городов к северу от Хомса, которые контролируют представители умеренных противников Асада. 

Житель Талбисы Фирас аль-Саид также рассказал спецкорру "Медузы" Даниилу Туровскому о том, что он видел. По его словам, над городом сегодня пролетали два самолета, которые выпустили восемь ракет. "Эти удары были нанесены по жилым кварталам города. В результате ударов погибли 16 мирных жителей. Трое из них дети, две женщины (в подтверждение своих слов он присылает ссылку на видеоканал, где якобы выкладывают ролики из Талбисы, пострадавшей от авиаударов — прим.ред.), — сказал собеседник агентства. — Я не могу быть полностью уверенным в том, что удары по нам нанесли российские самолеты, но могу сказать следующее. Мне и другим кажется, что это были российские самолеты, потому что все было иначе, чем обычно. Последствия и разрушения после ракет ужасные. Те, кто успели заметить эти самолеты, говорят, что таких раньше не видели. Это новые самолеты — не обычные сирийские самолеты". 


По материалам Эль-Мюрид и Росбалта

Accelerated with Web Optimizer