ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Стратегия "абсолютного" риска

Стратегия "абсолютного" риска

30.11.2014, 14:24

Бурятский ритейлер перестал считаться с экономическими реалиями? 


Два супермаркета торговой сети Абсолют Cash&Carry в Иркутске могут быть проданы одному из федеральных ритейлеров, стремящихся на рынок Восточной Сибири. Наиболее вероятным покупателем называют «Магнит», открывший в этом году крупный распределительный центр в Новосибирске. Его появления ожидают в Кузбассе и Алтайском крае, но возможен и «прыжок» в Иркутск. 

Торговая группа Абсолют Cash&Carry зашла в столицу Восточной Сибири из соседней Бурятии. С ней связано несколько громких скандалов: временное закрытие одного из супермаркетов судом по требованию Службы строительного и жилищного надзора и недавнее обрушение грузового лифта, в результате которого сильно пострадали двое рабочих. Но вряд ли эти инциденты можно рассматривать в качестве веских причин для продажи бизнеса Абсолют Cash&Carry в Иркутске. Скорее дело тут в финансовом положении самой компании, которая агрессивно развивает сеть своих магазинов, не считаясь с происходящими переменами в экономике. 

Только в этом году открыты или готовятся к открытию шесть новых магазинов Абсолют Cash&Carry в самой Бурятии. Причем, большинство из них не в региональном центре – городе Улан-Удэ, а на периферии, где численность и покупательская способность населения объективно ниже. Кроме того, торговая группа начала экспансию на восток, в Забайкальский край, где открыла склад-магазин в небольшом городе Петровск-Забайкальский (опять периферия), переживающем последствия развала градообразующего предприятия – металлургического завода. 

Строительство новых магазинов и удержание «низких цен», что является основным рекламным слоганом Абсолют Cash&Carry, требуют непрерывного привлечения финансовых ресурсов по нарастающей. Их основным источником для данной торговой группы являются банковские кредиты. В условиях экономической стабильности банки охотно предоставляют заимствования даже сильно закредитованным ритейлерам. 

Но в течение 2014 года наблюдается замедление темпов кредитования, а падающий рубль «повышает» ценники оптовых поставщиков и, напротив, «тянет» за собой вниз оборотные средства торговых предприятий, вынуждая к их ускоренному пополнению. Получать новые кредиты, как и обслуживать старые, с каждым днем становится все сложнее. 

В период мирового финансового кризиса 2008 года для многих российских ритейлеров эта ситуация оказалась непреодолимой. Например, одна из крупнейших региональных сетей – красноярская «Алпи» - была вынуждена продать 22 своих гипермаркета федеральной X5 Retail Group. 

«Кризис показал, что большое число торговых сетей очень агрессивно росло по количеству точек продаж на заемные деньги, зачастую несопоставимые по срокам с окупаемостью проектов. В период роста процентных ставок, сокращения доступности кредитов и снижения потребительского спроса низкий уровень капитала ритейлеров не позволил закрыть возникающие убытки. И это повлекло за собой большое количество банкротств торговых сетей. Хотя и привело к некоторому оздоровлению отрасли», - рассказал в интервью специализированному порталу Retailer.RU Александр Чернощекин, директор департамента корпоративных продаж «Промсвязьбанка». 

Как видим, агрессивная стратегия Абсолют Cash&Carry, которую в благоприятной экономической ситуации можно было счесть прозорливой, в сегодняшних условиях представляется безрассудной. 

Добавим, что на рынке ритейла в республике Бурятия, где находится основной бизнес Абсолют Cash&Carry, очень жесткая конкуренция. Здесь работают еще, как минимум, две региональных торговых сети, причем, каждая из них имеет собственные производственные мощности. То есть возможности импортозамещения у них выше, чем у Абсолют Cash&Carry, а рост оптовых цен на продовольствие хотя бы отчасти компенсируется ростом спроса на продукцию местного производства. 

Еще один фактор риска для Абсолют Cash&Carry - недавняя смена в республике Бурятия руководства регионального Сбербанка, который является основным кредитором торговой группы. Уроженку Улан-Удэ Татьяну Басову сменил Антон Соколов, ранее возглавлявший одно из управлений Байкальского банка Сбербанка России в Иркутске. Эту кадровую рокировку многие рассматривают как проявление стремления Сбербанка проводить в регионе более твердую политику, в том числе по отношению к сверх меры закредитованным местным предприятиям, без оглядки на личные контакты. 

Подобный букет обстоятельств вполне мог побудить руководство торговой группы к продаже двух иркутских супермаркетов ради спасения основного бизнеса в республике Бурятия. Но если сделка, слухи о которой активно циркулируют в деловых кругах, на самом деле готовится, то не исключено, что этими магазинами дело не ограничится. 

В пользу этого говорит тот факт, что федеральный ритейл начал движение в регионы численностью менее 500 тыс. жителей еще два года назад. По мнению Анны Никандровой, регионального директора по торговой недвижимости Colliers International, которое приводит сайт Arendator.Ru, федеральным ритейлерам «интересны Архангельск, Улан-Удэ», имеющие «хороший потенциал для открытия новых торговых центров среди городов с населением 300-500 тыс. человек». 

Мнение эксперта подтверждают «сводки» с региональных рынков. На Урале Челябинск ждет прихода «Ленты» и «О’КЕЙ», Красноярск ожидает «Ашан», «Ленту» и IKEA. В самой столице Бурятии появились «Светофор» и «SPAR», появление более крупных игроков явно не за горами. 

Большинство экспертов сходится во мнении, что региональный ритейл ожидает волна поглощений и слияний.

Петр Кононов. Иркутск

Accelerated with Web Optimizer